Логин: Пароль:

Особенности открытого запроса котировок по Закону № 223-ФЗ

18.06.2019

Автор: Чагин К.Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

Журнал "Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях" № 2/2019

Открытый запрос котировок по 223-ФЗ является одним из самых популярных конкурентных способов закупки, которым пользуются заказчики по Закону № 223-ФЗ[1], в том числе и унитарные предприятия. До вступления в силу с 01.07.2018 изменений в данном законе правила применения этого способа заказчики определяли в своих положениях о закупке полностью самостоятельно. Однако общая унификация закупочных правил по Закону № 223-ФЗ оказала воздействие и на особенности проведения порядок запроса котировок. Об этих особенностях пойдет речь в нашей статье.  

 Итак, по новым, унифицированным правилам запрос котировок отнесен к числу конкурентных процедур, которыми должны пользоваться заказчики при своих закупках (п. 1 ч. 3.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Согласно ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ в контексте этого закона под запросом котировок понимается форма торгов, при которой их победителем признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора (ч. 20). Другой нормой этой статьи предусмотрено, что извещение о проведении запроса котировок размещается в ЕИС не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие (ч. 21). Наконец, в отличие от других способов конкурентных закупок, при запросе котировок в электронной форме не используется документация о закупке (только извещение) – в извещении же о закупке приводится и форма заявки (ч. 9 и 10).

Отметим, что по отдельной норме Закона № 223-ФЗ документация о закупке не применяется (по крайней мере не размещается в ЕИС) в отношении не только запроса котировок в электронной форме, но и любого запроса котировок, то есть и «бумажного» варианта такой закупки тоже (ч. 5 ст. 4).

Каких-то других общих норм именно в отношении запроса котировок, в том числе по допустимому размеру НМЦД, в Законе № 223-ФЗ нет – во всем остальном проведение запроса котировок регулируется общими правилами конкурентных закупок (ст. 3.2 – 3.4 данного закона) и положением о закупке конкретного заказчика.

Однако если речь идет о запросе котировок, который заказчик проводит в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства (он обязательно проводится в электронной форме), дополнительные нормы для этого случая в Законе № 223-ФЗ все же присутствуют.

Во-первых, извещение должно размещаться в ЕИС не менее чем за 4 рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок, причем НМЦД не должна превышать 7 млн руб. (при превышении указанного размера должен применяться иной способ – например, электронный аукцион). Об этом говорится в п. 4 ч. 3 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.

Во-вторых, имеются требования к содержанию заявки на участие в запросе котировок. Она должна содержать (ч. 8 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ):

  1. Предложение участника запроса котировок в электронной форме о цене договора.

  2. Предусмотренное одним из следующих пунктов согласие участника запроса котировок в электронной форме:

    • на выполнение работ или оказание услуг, указанных в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, на условиях, предусмотренных проектом договора (если осуществляется закупка работ или услуг);

       
    • на поставку товара, который указан в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме и в отношении которого в таком извещении содержится указание на товарный знак, на условиях, предусмотренных проектом договора и не подлежащих изменению по результатам запроса котировок в электронной форме;

    • на поставку товара, который указан в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме и конкретные показатели которого соответствуют значениям эквивалентности, установленным данным извещением (если участник запроса котировок в электронной форме предлагает поставку товара, который эквивалентен товару, указанному в таком извещении), на условиях, предусмотренных проектом договора.

  1. Иную информацию и документы, предусмотренные извещением о проведении запроса котировок в электронной форме.

В-третьих, установлено, что заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения (при других способах заявка состоит из двух частей и ценового предложения) (ч. 19 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ).

Обратите внимание: если заказчик не учитывает эту норму в своем положении о закупке и в извещении о закупке требует от участника порядок запроса котировок две части заявки, а функционал используемой электронной площадки в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ предоставляет заказчику только одну часть заявки и заказчик на этом основании отклоняет заявку, в данном случае участник закупки вводится в заблуждение, что является нарушением как Закона № 223-ФЗ, так и федерального законодательства о защите конкуренции[2].

Отметим, что в данном случае согласно гражданскому законодательству участник закупки, заявка которого была отклонена, имеет право обратиться в суд с иском о признании торгов и договора, заключенного по их результатам, недействительными (ст. 449 ГК РФ).

Ключевым моментом при запросе котировок является формирование извещения о закупке, поскольку только один этот документ должен определять все условия закупки (документации о закупке в запросе котировок нет). По Закону № 223-ФЗ извещение о любой конкурентной закупке (в том числе, соответственно, и о запросе котировок) должно включать в себя (ч. 9 ст. 4):

  1. Способ осуществления закупки (в нашем случае – запрос котировок по 223 ФЗ).

  2. Наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика.

  3. Предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также 
    краткое описание предмета закупки в соответствии с установленными в Законе № 223-ФЗ требованиями (при необходимости). Отметим, что указанные требования относятся к описанию предмета закупки в документации о закупке, а не в извещении (ч. 6.1 ст. 3[3], но используемая формулировка «при необходимости» как раз 
    и означает, что в случае запроса котировок, где документация о закупке отсутствует, описание предмета закупки должно включаться в извещение (больше о предмете договора заказчику написать просто негде, вот и возникает эта необходимость). Таким образом, описание предмета закупки в извещении о закупке должно быть осуществлено по следующим правилам:

а) указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

б) в описание не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам, которые влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

в) при использовании в описании указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

  • несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

  • закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

  • закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

  • закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров РФ или условиями договоров заказчиков в целях исполнения ими обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

  1. Место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

  2. Сведения о НМЦД, либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

  3. Срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление данной документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации о закупке в форме электронного документа.

  4. Порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки).

     
  5. Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при осуществлении запроса котировок в электронной форме).

  6. Иные сведения, определенные положением о закупке. К ним в извещении о запросе котировок может относиться то, что в соответствии со своим положением о закупке заказчик считает необходимым сообщить потенциальному участнику запроса котировок в этом единственном закупочном документе:

    • порядок получения разъяснений от заказчика (ч. 2 – 4 ст. 3.2);

    • требования к обеспечению заявки (ч. 25 – 27 ст. 3.2);

    • требование об отсутствии сведений об участнике закупке в реестре недобросовестных поставщиков (ч. 7 ст. 3);

    • порядок заключения договора (ч. 15 ст. 3.2);

    • проект договора (ч. 5 ст. 4);

    • сведения об обеспечении исполнения договора (п. 2 ч. 26 ст. 3.2);

    • условия и порядок отмены закупки (ч. 5 – 7 ст. 3.2).

Отметим, что по букве закона заказчик в раздел «Иные сведения» извещения о закупке должен вносить только те сведения, внесение которых в извещение требуется положением о закупке самого заказчика. Поэтому важно обеспечить, чтобы в этом положении внесение необходимых сведений в извещение было предусмотрено (в частности, в тех нормах положения, которые касаются правил проведения запроса котировок). Это в интересах не только потенциальных участников закупки, но и самого заказчика – иначе ему придется тратить много времени на предоставление разъяснений, ведь очевидно, что потенциальный участник закупки заинтересуется такими значимыми вопросами, как, например, требования к обеспечению заявки, обеспечению исполнения договора. В принципе, при определении перечня этих «иных» сведений можно ориентироваться на номенклатуру сведений, которые согласно нормам Закона № 223-ФЗ должны включаться в документацию о закупке (ч. 10 ст. 4) (разумеется, без дублирования информации, которая отражается в других пунктах извещения).

Примечательно, что нередко на практике заказчики при запросе котировок размещают в ЕИС документ, который называют «документацией запроса котировок» и который содержит объемную и разнообразную информацию о закупке[4]. Но формально более правильным решением является все-таки оформление всех условий и правил проведения конкретного запроса котировок именно в виде единого извещения, как вариант – извещения и приложений к нему (техническое задание, проект договора, форма заявки и др.[5]). 


[1] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[2] См. Решение Курского УФАС от 30.01.2019 по делу № 03-01/01-2019.

[3] Часть 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

[4] В качестве примера см. в ЕИС закупку № 31907622295.

[5] В качестве примера см. в ЕИС закупку № 31907653932.



« Назад
Выпущена версия 3.0.71.86 конфигурации "Бухгалтерия предприятия" (версии ПРОФ, КОРП и базовая)
18.07.2019
Выпущена версия 3.0.71.86 конфигурации "Бухгалтерия предприятия" (версии ПРОФ, КОРП и базовая)
 Выпущена версия 3.0.71.86 конфигурации "Бухгалтерия предприятия" (версии ПРОФ, КОРП и базовая, ред. 3.0) для "1С:Предприятия 8".    
Росстат утвердил 18 новых форм отчетности о работниках
18.07.2019
Росстат утвердил 18 новых форм отчетности о работниках
Росстат утвердил новые формы статистической отчетности о работниках организаций. Соответствующий приказ 15.07.2019 № 404 опубликован на официальном сайте ведомства.
Россиян начали предупреждать о наступлении предпенсионного возраста
18.07.2019
Россиян начали предупреждать о наступлении предпенсионного возраста
 В России появилась новая госуслуга - информирование граждан о наступлении предпенсионного возраста. Оказывает ее Пенсионный фонд России (ПФР).
В следующем году МРОТ увеличится на 7,54% относительно "минималки" текущего года
18.07.2019
В следующем году МРОТ увеличится на 7,54% относительно "минималки" текущего года
Опубликован будущий МРОТ на 2020 год - то есть, прожиточный минимум за II квартал. 
Окончательно установлено расписание рабочих и выходных дней на 2020 год
18.07.2019
Окончательно установлено расписание рабочих и выходных дней на 2020 год
 Новогодние каникулы будут короткими - всего 8 дней.

Законодательство


Статьи


Справочная информация

Календарь бухгалтера
Производственный календарь
Важные адреса
Все права защищены и охраняются законом. © 2009 АС-Консалтинг.
тел./факс: (812) 33-44-807
email: buh@as-cons.ru