Письмо Федеральной налоговой службы от 18 февраля 2019 г. N БС-4-21/2667@ "О рассмотрении запроса"

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу исключения движимого имущества из состава объектов налогообложения налогом на имущество организаций (далее - налог) и сообщает.

С 01.01.2019 вступили в силу положения пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ, согласно которым объектами налогообложения налогом для российских организаций признается только недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Налогового кодекса.

Исходя из пункта 1 статьи 382 и пункта 1 статьи 383 Налогового кодекса налог и авансовые платежи по налогу исчисляются налогоплательщиками и подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, налогоплательщики-организации в рамках положений пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса самостоятельно исполняют обязанность по уплате налога с определением объектов налогообложения, в т.ч. на основании имеющихся у них сведений о характеристиках объектов (в частности, документы технического учета, сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), проектная документация, документы о вводе в эксплуатацию объектов, первичные документы-основания бухгалтерского учета, материалы инвентаризации основных средств и т.п.).

Со своей стороны, в целях контроля за надлежащим исполнением обязанностей по уплате налога ФНС России ориентировала налоговые органы на предусмотренные законодательством Российской Федерации положения о разграничении видов имущества на движимое и недвижимое (письмо ФНС России от 01.10.2018 N БС-4-21/19038@).

В частности, глава 30 Налогового кодекса не содержит определения понятия "движимое" и "недвижимое имущество". С учетом статьи 11 Налогового кодекса в таком случае необходимо использовать определения, содержащиеся в иных отраслях законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), движимым имуществом являются вещи, не относящиеся к недвижимости (недвижимому имуществу).

В свою очередь, исходя из пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса к недвижимости относятся:

1) объекты, указанные в федеральных законах в качестве недвижимости, исчерпывающее определение которых имеется в этих законах (например, земельные участки (ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации), жилые дома и помещения (статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации), машино-места (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и т.п.);

2) объекты, указанные в федеральных законах в качестве недвижимости, исчерпывающее (межотраслевое) определение которых не имеется в этих законах, но к которым применяются общие критерии для отнесения вещей к недвижимости, указанные в статье 130 Гражданского кодекса: прочная связь с землей, перемещение объекта без несоразмерного ущерба его назначению невозможно (например, здания нежилого назначения, сооружения, хозяйственные строения, гаражи и т.п.).

В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса и Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в ЕГРН.

Однако, как отметил Верховный Суд Российской Федерации (определения от 30.09.2015 N 303-ЭС15-5520, от 07.04.2016 N 310-ЭС15-16638), государственная регистрация права не является обязательным условием для признания вещи недвижимостью, поскольку установленные Гражданским кодексом критерии возникновения недвижимости связаны только с природными свойствами объекта либо с указанием федерального закона о подчинении вещи режиму недвижимости.

С учетом изложенного в целях налогообложения основания для определения вида имущества (движимое или недвижимое) устанавливаются в соответствии с вышеперечисленными законоположениями.

Утвержденные приказом ФНС России от 04.10.2018 N ММВ-7-21/575@ формы налоговой отчетности по налогу позволяют для целей налогового контроля провести идентификацию объектов налогообложения, являющихся недвижимостью (предусматривают указание присвоенных объектам кадастровых, условных, инвентарных), и получить информацию о динамике изменения налоговой базы.

В то же время в ряде случаев в связи с неоднозначностью критериев разграничения вещей на движимое и недвижимое имущество возникают споры о квалификации объектов в качестве недвижимости, в т.ч. для целей налогообложения. В первую очередь, споры касаются объектов, обладающих признаками сооружений (например, прокатный стан, агрегат газотурбинный, факельная газоустановка, технологический трубопровод, трансформаторная подстанция, эстакада, тепловые сети, резервуар очистки и т.п.).

В таких ситуациях для выявления оснований отнесения объекта к недвижимости исследуются: сведения ЕГРН; при отсутствии сведений ЕГРН - наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, например, наличие фундамента, признаков объекта капитального строительства, документов технического учета, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию, проектной документации, заключения экспертизы и т.п.

Дополнительно сообщаем.

В целях совершенствования законодательства о критериях отнесения имущества к недвижимости протоколом совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 19.09.2018 N ДК-П9-166пр Минэкономразвития России поручено разработать поправки в Гражданский кодекс.

Подготовленный во исполнение поручения законопроект "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе" 15.10.2018 внесен Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации.

Основными задачами законопроекта являются: уточнение понятий объекта недвижимости, его увязка с иными понятиями, используемыми в других отраслях законодательства: "объект капитального строительства", "строение", "здание", "сооружение"; установление порядка образования нового объекта недвижимости; уточнение правового регулирования в отношении единого недвижимого комплекса, предприятия, сложной и неделимой вещи.

Ответственным разработчиком законопроекта является Минэкономразвития России, которым образована межведомственная рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства о недвижимом имуществе и обеспечивается согласование законопроекта с заинтересованными органами исполнительной власти (включая Минюст России, Минстрой России, Минфин России).

 

Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса  С.Л. Бондарчук