Минтруд утвердил новый профстандарт для бухгалтеров. В целом, он похож на проект, обсуждавшийся осенью 2017 года. Однако есть и изменения.

Как и в проекте, главная новация относительно пока еще действующего стандарта – появление трех дополнительных обобщенных трудовых функций. Это:

  • составление и представление бухотчетности субъекта, имеющего обособки
  • составление и представление консолидированной финотчетности
  • оказание услуг по ведению бухучета, включая составление отчетности (приказ от 21 февраля 2019 г. N 103н вступит в силу 6 апреля).

Как и в действующем стандарте, остаются такие обобщенные функции, как ведение бухучета и составление и представление финотчетности. Сначала расскажем, что нового в них.

Ведение бухучета теперь будет возможно на должности бухгалтер, бухгалтер I категории или бухгалтер II категории. Пока что установлено требование к опыту работы "при специальной подготовке по учету и контролю – не менее трех лет". Это требование в новом стандарте упразднено. Вместе с тем, введено требование для должностей с категорией – опыт работы в более низкой (предшествующей) категории не менее одного года.

Трудовые функции и действия, а также набор знаний и умений для ведения бухучета в общем и целом остается прежним, за исключением некоторых уточннений. Например, по действующему стандарту бухгалтер должен знать "основы информатики и вычислительной техники", тогда как новый стандарт конкретизирует, что это касется компьютерных программ для ведения бухучета. Сейчас бухгалтер должен знать "основы" соответствующих разделов законодательства, а в новом стандарте разработчики не скромничают – бухгалтер должен знать "законодательство РФ о ..." (о бухучете, архивном деле, налогах и сборах и так далее – набор отраслей законодательства, которым должен владеть бухгалтер, по-прежнему зависит от его трудовой функции). Среди трудовых действий бухгалтера теперь есть составление оборотно-сальдовой ведомости, главной книги вместо подготовки информации для этого (что предусмотрено в "старом" стандарте).

Должностей, на которых можно реализовать вторую обобщенную трудовую функцию – составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта – по новому стандарту две: главбух и "начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухгалтерского учета" (пока что – только главбух).

По прежнему стандарту для этой функции требуется высшее образование или среднее профессиональное образование, а по новому спектр возможных вариантов образования существенно расширен. Требования к опыту работы изложены проще – не менее пяти лет работы в бухгалтерско-финансовой сфере при наличии высшего образования и не менее семи, если образование только среднее. Зато более обширно изложены особые условия допуска для работы в ОАО (кстати, почему-то упомянуты ОАО, а не ПАО), организациях финсектора и других общественно-значимых субъектах.

Кроме того, вводится новое общее требование – дополнительное профобразование. В отличие от проекта, повышение квалификации будет необходимо каждый год в объеме не менее 20 часов и при этом не менее 120 часов за три последовательных года.

Из трудовых функций "обычного" главбуха убрано составление консолидированной отчетности. Набор обязанностей и необходимых умений претерпит некоторые изменения, но их не назовешь существенными.

В отличие от проекта, новый стандарт обошелся без антикоррупционных обязанностей главбуха, занятого трудовой функцией "внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности". В проекте этот аспект был раскрыт пугающе широко.

Теперь – о новых обобщенных функциях. Первая из них, напомним, прописывается для главбухов (или начальников бухгалтерских служб) организаций, имеющих обособленные подразделения. Тут будет требоваться высшее образование на уровне магистратуры или специалитета, или непрофильная "вышка" + дополнительное профобразование (переподготовка). Опыт – не менее пяти лет бухгалтерско-финансовой работы на руководящих должностях. Те же требования для повышения квалификаци, что и выше.

Следующая новая обобщенная функция – составление и представление консолидированной финансовой отчетности. Образование и повышение квалификации – такие же, как и "этажом выше". Требования к опыту работы зависят от специфики образования.

И, наконец, оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухучета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такую функцию смогут выполнять лица, чьи должности называются:

  • директор по операционному управлению
  • директор по бухгалтерскому аутсорсингу
  • коммерческий директор
  • директор по развитию бизнеса.

Требования к образованию и опыту работы примерно такие же, как и для предыдущей обобщенной трудовой функции, а к повышению квалификации – помягче: не реже одного раза в три года (без заданного объема в часах).

Напомним, что, к счастью, соблюдение профстандартов обязательно не для всехорганизаций, а только для тех, в которых требования к соответствующей работе прописаны законодательно.